ЭссеФлотский юмор
На главнуюБиблиографияТворческие планыГостевая книга СсылкиКонтакты
Алексанрд Козлов

"Неудивляйтесь! Эссе - это, по научному, разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций. Именно к этому я и стремился, именно этого добивалсяв своих рассказах".

Александр Козлов

 
Короткие эссе
Флотские истории
Стихи
Песенные тексты
Призывнику о флоте

 

Флотский юмор

Эссе



ФЛОТСКИЙ ЮМОР

       На флоте юмор больше чем юмор. Юмор на флоте - форма выживания. Банальная фраза “На флоте любят юмор” приобретает в устах моряков особый подтекст. “Ну и что?- скажет кто-то. - Юмор везде любят!’’ И будет прав. Юмор, действительно,любят везде и практически все. Но только на флоте юмор имеет столь глобально-масштабное и жизнеутверждающее значение. Недаром утверждает флотская поговорка: “Неслужил бы я на флоте, если б не было смешно!’’ И в этой поговорке определена суть проблемы, изложен основополагающий принцип терпимости к флотскому“дуракизму” и тяготам флотской службы. Ну, действительно, не говорят же:“Не работал бы я на заводе (на фабрике, в поле, в театре и т.д. и т.п.)- если б не было смешно. Ни кому и в голову не приходит там ассоциция между смехом и возможностью честно выполнять свои профессиональные обязанности...По иному обстоят дела на флоте. Здесь подобная поговорка абсолютно органична,точна и наиболее исчерпывающе отражает суть происходящих внутри его процессов.Так что в том, что юмор ценят на флоте по-особому, вряд ли следует сомневаться.Хотя, конечно, серьезных дел и понастоящему мужских поступков на флотесовершается множество. И смешное, комичное нисколько не умаляет заслугфлота перед обществом, а, наоборот, только подчеркивает их.
        Юмор на флоте, безусловно,больше чем юмор.



Вверх

КОЕ-ЧТО О СМЕШНОМ

       Однажды я решил написать смешной рассказ о коллегах -корабельных инженер-механиках. Я долго придумывал название, сочинял вступление, “раскручивал” сюжет.Но вдруг понял, что в рассказе нет главного: юмора. Рассказ получается несмешной! Почему люди смеются? - задумался я. Над чем, собственно говоря,люди смеются? А смеются они над чем угодно, но только не над собой, -сделал я главный вывод. Вы можете рассмешить чиновника, практически лишенногочувства юмора, рассказом про неловких официантов , хамоватых продавцов,бездарных врачей или ученых. Но стоит затронуть в рассказе тему, касающуюсясамих чиновников, как улыбка на лице вашего наметившегося соратника поборьбе за стопроцентную профпригодность моментально исчезает. И он ужене смеется. Я бы даже сказал внутренне негодует. Аналогично реагируети флотская аудитория. Пока дело касается в целом проблем флота и шутливогоизобличения общих пороков флотского быта - смеются все. Заходит речь овысшем командном звене - перестают смеяться отцы-командиры, о старпомах- умолкают старшие помощники командиров кораблей , баз и частей. Заходит речь о механиках - и вот уже смеются все, кроме самих механиков. Лишь лейтенанты смеются всегда - им еще нечего терять, им еще не привит комплекснеполноценности. К тому же они ежедневно слышат в свой адрес слова, пожалуй,еще и покруче.
        Смешным рассказ может быть лишь тогда, когда герои в нем легко узнаваемы, а проблемы без труда читаемы.Люди смеются не только над неловкостью, нерасторопностью, леностью тех или иных героев. Они узнают в них самих себя. Но рады, что объектами шутоки смеха стали не они, а другие. А ведь могли бы стать и они. Всегда интересносмеяться над другими. И практически всегда неинтересно смеяться над собой.
        Рассказ тот я так и не написал. Будучи корабельным инженер - механиком до мозга костей, я не смог стать настолько беспристрастным, чтобы раскрыть все свои слабые, а значит исамые смешные стороны. А без этого смешного рассказа не написать...



Вверх

ХОТЬ И НЕ ПЕРВЫЙ

       Я хоть и непервый, но что-то тоже могу! «Вот, говорят, Покровский – он первый! Берис него пример»… Вообще-то, при всем моем уважении к Александру Михайловичу,следует признать что и он не первый из тех, кто рельефно обозначил морскую тематику и флотский юмор в литературе. Были же до него Соболев, Станюкович,Колбасьев, Конецкий. Но если даже допустить, что Покровский был первым,кто сделал это так смело, достоверно и неподражаемо, мне то теперь как быть? Не писать что ли? А если хочется? А вдруг задело за живое? А что если чувствую силы?
       - Нет, нельзя! – восклицают особенно строгие.
       - Незачем повторяться и нечего воду в ступе толочь.
       - Но я же по-своему хочу выразить происходящее. У меня есть собственный взгляд на вещи. Я работаю с жанром, всячески стремлюсь от юмора переходить к сатире и, наоборот, иду от сатиры к юмору, сознательно чураюсь грубого флотского мата…
       И уже срываясь, самоутверждающе кричу: "Да, в конце-то концов, имею я право?!.. А в ответ – тишина.Причем трудно уже понять, что люди имеют при этом в виду: то ли сомневаются,то ли размышляют, то ли просто держат фигу в кармане. Да, тяжело быть вторым. Еще труднее быть третьим, четвертым, пятым… Но а как же, думаю я, творит многотысячный отряд современных российских писателей-прозаиков.Ведь пишут то сейчас о чем или о ком? Да все о героях нашего времени -клевых «ментах», раскрывающих очередные «преступления века». Почему имто можно, а мне нельзя? Ведь если даже я, профессиональный моряк, сочиню сейчас аналогичный детектив, меня вряд ли кто осудит. А может быть даже и поддержит. А писать о нас самих не велено!
       - Ведь ты же пишешь очевидное,пересказываешь флотские байки и смешные истории.
       - Именно этим я и занимаюсь.Но ведь вы же это читаете?
       - Читаем.
       - Интересно?
       - Интересно. Но ведь также каждый может.
       - Так в чем же дело. Давайте сочинять все…
        Действительно, давайте творить все. Разумеется, все те, кто хочет. Кому есть, что сказать другим людям.Кто не лишен чувства юмора. Нако-нец, кто не может не писать, потому что в этом есть острая душевная потребность. И вот когда мне в сотый раз надоедливо напоминают о «вторичности» моего творчества, я не без иронии и обиды, но бодро отвечаю: «Я хоть и не первый, но что-то тоже могу!»



Вверх

МОДА

       Очень часто флотская служба видится мне, флотскому офицеру, через призму самой настоящей моды... В этом сезоне снова в моде!... Знаменитые кутюрье представляют свои лучшие модели!.. Такие реплики как нельзя кстати подходят к флоту. Только мода здесь подвержена своим, особым законам развития. К примеру,никогда на флоте не выходят из моды “дураки - старпомы”. Есть даже особый шик в том, чтобы старпом не гонялся за новыми веяниями, а всегда был вереннезыблемым флотским традициям и не разрушал в народе законченный образ отъявленного грубияна, хама и волевика. А вот мода на демократизм, наоборот,изменчива и капризна. Еще вчера командиру подразделения было модно чуть ли не спать в одном кубрике с матросами, а сегодня уже в моде конечный результат любой ценой, в том числе посредством жестких дисциплинарных наказаний.
        И вот начинается новый учебный год. Командиры соединений, как те самые кутюрье, ставят, определяют задачи - основные направления в моде - на новый сезон. Послушаем, что же сегодня в моде на одном из соединений. Так, ясно! Снова в моде командир - барин, заместитель - очковтиратель... О старпомах я уже сказал, здесь, как видно,ничто и никогда не меняется. О-о! Дошла очередь и до нас – старших офицеров. Нужно быть по-настоящему требовательными (значит, грубыми и хамоватыми),твердыми и решительными (лезть везде напролом) и при этом не распускаться в быту (то бишь пить надо меньше). Ну что же - разумно!.. “В заключениия вам хочу сказать, - продолжает определять моду на осенне-зимний сезон (период) командир соединения, - что флот и мы с вами брошены нашими правителями на произвол судьбы. Нет ни денег, ни топлива, ни формы одежды. Нет даже мыла в достаточном количестве. Кошка бросила котят... Вот так моряки!”.“И все- таки, раздетые и разутые, мы не имеем права забывать о своем воинском долге,” - завершает свою пламенную речь старательный “кутюрье”... А значит в этом сезоне особый шик в моде будет определять раздетость и разутость! Нищими, голыми, голодными мы выйдем перед всем честным народом и покажемим, на что мы способны. Благо, нам есть еще что (кроме голых частей тела) ... показать.



Вверх

СТАРЫЙ ПРИНЦИП

       Этот принцип мне поведал на заре моей лейтенантской юности один знакомый, опытный старыймеханик, который не один год лично воплощал его в жизнь. Почти что шепотом, заговорщически, он говорил: “Требуй невыполнимого - добьешься максимума!”Я пытался возражать: “Надо же ставить реальные цели?!” “Выброси из головы, - убеждал приятель. - Человек - как тюбик зубной пасты, из него нужнопостоянно выдавливать содержимое. Причем, чем сильнее ты давишь, тем ощутимее результат!” Я слушал и недоумевал, и это недоумение пронес через всю службу.Упрямый, я все ж таки не принял на вооружение этот принцип. Хотя, каюсь, иногда пользовался им. Но учили этому принципу не только меня. И он стал едва ли не самым главным в службе моего поколения офицеров.
        Теперь, когда я слышу, как мне за час до схода предлагают покрасить машинные отделения общей площадью окрашиваемых поверхностей в два квадратных километра, а параллельно этому - личному составу постричься и погладить форму “три”, - я не удивляюсь.Живет и процветает на флоте старый принцип...



Вверх


ДОБРЫЙ СОВЕТ МОЛОДОМУ ЧЕЛОВЕКУ

       К службе в Вооруженных Силах нужно себя готовить. Причем основательно. И не только духовно и физически, но и психологически. И уж тем более, если ты попадаешь на Военно-Морской Флот. Специфика, понимаешь ли! Да и трехсотлетние исторические корни дают о себе знать. Скажи на милость, откуда тебе было из своего непродолжительного прошлого почерпнуть, что чумичка - всего-навсего половник,а ватерклозет - обычный туалет. Пипифакс же - это туалетная бумага. А флотские приколы? О них же тома написаны! Читал ли ты хоть один из этих томов? Если не читал, как пить дать, носить тебе по кораблю “листы флора” и “пар в мелкой расфасовке”. Причем стоит хоть раз на этом попасться -жди новых подвохов. Один заставит срочно дать команду по всем линиям корабельной трансляции: “На верхней палубе не находиться, в работе - сепаратор!” Да еще именно в тот момент, когда на верхней палубе сам старший помощник проводит занятия по уставам со всем офицерским составом. Другой попросит принести разводную кувалду! А ты и рад стараться. Ринешься искать ее по кораблю, обратишься, к примеру, в ПЭЖ (пост энергетики и живучести), аоттуда ответят: “А тебе, болван, сверла для квадратных гнезд не нужно?!” Третий - и того обидней - обзовет “рындой нечищеной”. И зазвонит колокольным звоном молва о твоей непроницаемой глупости. Тяжело на флоте без специальных знаний. Так же, как, наверное, и в других родах войск. Так что, как некрути, а к службе в Вооруженных Силах готовить себя нужно заранее. Зачем понапрасну людей смешить?..



Вверх


САМОЕ ЦЕННОЕ

       Много ли человеку нужно для счастья? Вопрос риторический и где-то, может быть, даже философский.Подчас люди почти интуитивно решают его для себя в стиле древнегреческих мудрецов... Я знал одного офицера, который всякий раз после очередной ссоры с женой, уходя из дома, забирал, разумеется, самое ценное. Этим самым ценным всегда оказывались: кортик, диплом и недопитая бутылка водкииз холодильника.



Вверх

ДИАПАЗОН УКАЗАНИЙ

       Как известно директивы и указания на флоте – это что-то вроде приказаний, только уровнем ниже. Приказ должен быть выполнен безоговорочно, точно и в указанный срок. А вот директива или указание должны быть лишь приняты к исполнению. Разберемся детальнее, что такое, к примеру, указание. Указание, как трактует “Толковый словарь русского языка”, это наставление, разъяснение, указывающее каки в каком направлении действовать... Не мною подмечено, что флот всегда жил и живет в “строгом соответствии” с чьими-либо указаниями. Но это только на бумаге. На самом-то деле он живет, разумеется, по своим собственным законам, абсолютно не имеющим никакого отношения к этим самым указаниям.А причина несоответствия в том, что уж очень широк диапазон указаний командования. Другое дело офицер посылает матроса, или к примеру, старший офицер – младшего офицера - исключительно в “строгом направлении”. Причем лаконичными, исчерпывающими фразами вроде: “Иди ты” или “Да пошел ты”... И сразу ясно и понятно – куда идти! Большое начальство, а также проверяющие, которые, как правило, и сочиняют-то эти самые Указания, то ли от того, что сами не знают куда идти, то ли не считают нужным опускаться до деталей, посылают, как говорится, “туда – не знаю куда!” Ибо слишком широк диапазон их указаний.Причем, чем выше начальство – тем выше диапазон. А русский человек не любит неконкретности: ему обязательно направление укажи. Пусть даже несовсем реальное, но конкретное.



Вверх

ЛЮБИМЫЕ КОМАНДЫ

       Любимые команды на флоте: “За борт” и “Убрать”. Сколько ценных вещей безвозвратно пропадает и исчезает из-за удивительной притягательности этих коротких командных слов. Быстрота реализации намеченной цели по наведению порядка на верхней палубе или в каких – либо кладовых подкупает. “ За борт” – раздается команда старпома, и уносятся в морскую пучину: электродвигатели, насосы, приборы, блоки, ящики с неотсортированным ЗИПом. “Убрать” – дает указание командир, и бесследно исчезают в необъятных недрах корабля не менее ценные вещи и предметы. Флот вечно готовится к какому – нибудь смотру вышестоящих начальников. Чистота и порядок здесь возведены в абсолют. Может быть поэтому в повседневной жизни матросы, а, подчас, и сами офицеры с мичманами, невольно стремятся к беспорядку.
        Не успели навести порядок на корабле, как смотришь вокруг опять беспорядок руками самих же моряков бессознательно созданный. Движение от беспорядка к порядку и - наоборот, здесь, на флоте, самое устойчивое явление из всех существующих.
        Особым усердием в реализации команд “За борт” и “Убрать” отличаются офицеры и мичмана нематериально ответственные: старпомы, физруки, строевые помощники, офицеры – воспитатели.Выполнение ими программы по очищению кораблей от материальных ценностей, зачастую, сродни претензиям неимущих к имущим.
        Впрочем, основной побудительный мотив иной, а именно: простое русское головотяпство. Любим мы это дело.



Вверх

У МАТРОСОВ НЕТ ВОПРОСОВ

       Самый понятливый народ - это мы, военные моряки. Нам, военным, объясняй-не объясняй - мы все равно сделаем по-своему! Поэтому любые поползновения на свободу, выражающиеся провокационными вопросами: “Вам все понятно? Вы знаете, как надо это делать?”- мы всегда и без раздумий пресекаем, отвечая: “Конечно!” И непременно добавляем: “У матросов - нет вопросов!” При этом ни у кого: ни у того,кто спрашивает, ни у того, кто отвечает, нет сомнений в том, что все равновсе будет сделано не так, как сказано, а скорее всего - в точности наоборот!Такой уж у нас, у военных моряков, несносный характер. Разумеется, у этогокачества есть неоценимые преимущества. Так много дураков командует нами,что если бы мы с медицинской точностью выполняли их “гениальные” указания,флот давно бы уже умер, погребенный обломками их маразматических идей.Но мы выжили, несмотря ни на что, потому что всегда четко говорили горе-командирам:“Есть!” – а делали все по-своему. Причем внешне сохраняя глубокую преданностьглупому указанию. Ну а важен-то в конечном итоге результат. Главное, чтобы указание было выполнено точно и в установленные сроки. А уж как его выполнять,это твое дело. Конечно же не так, как это тебе объяснил твой “мудрый”командир. Ведь ты же не враг себе и у тебя нет намерений сломать себе голову или тронуться умом... Нет, здесь речь не идет, конечно, о боевой работе и даже боевой учебе. Боевая работа не терпит самодеятельности.Смеяться над этим - кощунство. Приказ есть приказ. Его не обсуждают, а выполняют. Речь здесь идет совсем о другом.
        К примеру, отправляет тебя начальник на склад получить баллоны с фреоном для холодильных установок корабля. А ты – новоиспеченный лейтенант, только что пришедший из училища,еще даже с тужурки на куртку не успевший перейти. При этом наставляет тебя начальник, что каждый баллон должен быть с колпаком, взвешен на весах,и на каждом баллоне должно быть стандартное клеймо. А отправляет он тебя с корабля одного на полуразвалившемся “газоне” соединения с таким же,как ты, первогодком водителем-матросом. И сроку дает до обеда, ибо после обеда корабль выходит в море.
       Обещал твой начальник, странным образом сам веря в то, что ждут представителя корабля на складе чуть лине с хлебом-солью: и грузчики, и красавица заведующая складом, и чутьли не сам начальник склада. А при-езжаешь ты на склад и видишь: кладовщицу тетю Машу, которая уже лет десять как на пенсии, но все еще работает,грузчика дядю Васю, который вроде как на работе, но давно уже никакой,а также пыльную кучу заветных баллонов с фреоном. Какие уж тут весы?...Три часа в новенькой тужурке, с молоденьким исполнительным матросом забрасываешь ты в кузов неподъемные баллоны и клянешь начальника и себя заодно, чтопринял его инструктаж в первый и последний раз за чистую монету. Следующий раз, когда тебя отправят получать ГСМ (горюче - смазочные материалы),тебя уже не проведут вопросом:  “Вопросы по инструктажу есть?” “Нет!– ответишь ты. - У матросов нет вопросов!”
        А сам заранее отправишь на склад мичмана с дюжиной бравых моряков, да еще на всякий случай оденешься в спецовку и прихватишь с собой полный набор шанцевого и слесарного инструмента.И вот тогда выполнишь поставленную задачу уже наверняка точно и в указанный срок. У военных моряков нет вопросов. Они знают, как задачу выполнить и тужурку не замарать.


Вверх

 
Письмо авторуCopyright2002 Николай Некипелов
Rambler's Top100 Молодежный портал ЗАТО Североморск
Hosted by uCoz